
Увольнение иностранных работников: как не нарушить закон и избежать штрафов
Процесс увольнения любого работника требует соблюдения определённых процедур. Но если речь идёт об иностранном работнике, добавляются дополнительные требования. Работодатель обязан учитывать не только положения Трудового кодекса, но и нормы миграционного законодательства.
В этом материале мы расскажем, какие особенности есть при расторжении трудовых отношений с иностранными работниками, чем это отличается от увольнения россиян и какие ошибки могут обернуться штрафами.
Главное правило — соблюдение Трудового кодекса
Иностранные работники участвуют в трудовых отношениях на тех же основаниях, что и граждане РФ. Это значит, что все положения ТК — основания увольнения, оформление приказа, сроки и порядок расчёта — распространяются и на них.
Однако, помимо требований трудового законодательства, работодателю необходимо следовать и миграционным нормам. Именно здесь появляются дополнительные нюансы.
Уведомление МВД — ключевой момент
Если вы расторгаете договор с иностранным работником , необходимо в течение трёх рабочих дней уведомить об этом МВД России. Уведомление направляется по регламентированной форме и содержит дату увольнения, ФИО, сведения о разрешении на работу (или патенте) и данные компании.
Неисполнение этого требования — частое нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность.
Особенности при увольнении ВКС
Высококвалифицированные специалисты — отдельная категория. Они получают разрешение на работу сроком до 3 лет. Кроме того, компания может оформить визы не только на иностранных работников, но и на членов их семей.
После увольнения ВКС имеет право в течение 30 дней искать нового работодателя. При этом его виза остаётся действительной.
Если сотрудник работает по визе
Некоторые иностранцы работают по визе или разрешению на работу, выданной на основании трудового договора. В случае увольнения:
- МВД должно быть уведомлено в течение трёх рабочих дней;
- виза утрачивает силу;
- работодатель фиксирует прекращение основания пребывания;
- сотрудник обязан либо покинуть РФ, либо оформить новое основание для нахождения в стране.
- В случае, если иностранный работник осуществлял трудовую деятельность по обычному разрешению на работу (выдается на 1 год), после расторжения трудового договора, он обязан покинуть Российскую Федерацию без возможности изменить свой статус.
Если расторжение происходит по инициативе работодателя до окончания срока договора, важно строго соблюдать закон и документально подтвердить основание, чтобы избежать конфликтов.
Дополнительная отчётность
При увольнении иностранного работника могут понадобиться и другие действия:
- сдача отчётности в ФНС и СФР (особенно для временно пребывающих и тех, кто не является налоговым резидентом);
- оформление справки СТД-Р при электронной трудовой книжке;
- предоставление копий документов на языке, понятном работнику, если это предусмотрено договором.
Исключения: граждане ЕАЭС
Для граждан стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) действуют упрощённые правила:
- разрешение на работу и патент не требуются;
- оформляются как граждане России;
Однако, в случае увольнения работника из ЕАЭС все равно придется подать уведомление в МВД. Но и тут есть исключение — для граждан Республики Беларусь это не потребуется.
Чек-лист для работодателя
- Убедиться, что основание для увольнения соответствует ТК РФ
- Подготовить приказ и ознакомить с ним сотрудника под подпись
- Выплатить все компенсации в день увольнения
- Направить уведомление в МВД (если это требуется)
- Сообщить в ФНС и СФР (в зависимости от статуса работника)
- Внести запись в трудовую книжку или электронную систему
- При необходимости выдать документы работнику (справки, расчёт и т. д.)
Что в итоге
Увольнение иностранного сотрудника — задача, в которой легко допустить ошибку. Нужно строго соблюдать трудовое законодательство и одновременно учитывать миграционные требования. Любая неточность в сроках и документах может привести к штрафам и испортить деловую репутацию компании.
Чтобы избежать рисков и сэкономить время, доверьте процесс профессионалам. Паритет-Консалт возьмёт на себя подготовку документов, контроль сроков и все необходимые уведомления и обеспечит полное соответствие закону.
Фото — Freepik.com
Подробнее
Как иностранцу получить медицинскую книжку и что будет, если взять его на работу без неё
Если иностранный сотрудник устраивается на работу в сферу, где по закону требуется наличие медицинской книжки (например, в общепите, торговле, образовании и медицине), её оформление — обязательная процедура.
Сколько времени занимает оформление
Сроки зависят от того, в какой медцентр обращается человек. Обычно на всё уходит от одного до трёх рабочих дней — столько занимает прохождение врачей и оформление документов после осмотра.
Почему нельзя работать без медкнижки
Работодатель обязан убедиться, что у сотрудника, в том числе иностранного, есть действующая медкнижка. Если допустить к работе без неё — это прямое нарушение закона.
Что грозит за нарушение
Административная ответственность предусмотрена статьёй 6.3 КоАП. Штраф может быть наложен за:
- отсутствие у работника медицинской книжки;
- просроченные или не пройденные медосмотры;
- нарушения санитарных норм;
- отсутствие гигиенического обучения или аттестации сотрудников.
В некоторых случаях возможна даже приостановка деятельности компании сроком до 90 суток.
Если же из-за нарушений санитарных правил кто-то серьёзно пострадает — например, произойдёт отравление или массовое заболевание, — ответственность может быть уже уголовной (статья 236 УК РФ). В этом случае штрафом не всегда можно ограничиться: должностному лицу грозит лишение свободы до пяти лет.
Что нарушают чаще всего
- принимают сотрудников без медкнижек;
- сначала допускают к работе, а медосмотр проходят «задним числом»;
- игнорируют сроки обязательных осмотров;
- подделывают данные в медкнижках.
Подобные ошибки иногда происходят не со зла, а по незнанию. Но и тогда это — риск для бизнеса. Чтобы всё было в порядке, проще всего доверить оформление специалистам.
Фото — Freepik.com
Подробнее
Что делать, если ваш иностранный сотрудник не говорит по-русски? Всё о сертификате и сроках подачи в МВД
Допустим, вы приняли на работу иностранного сотрудника. Он старательный, ответственный, всё делает правильно. Но есть одна проблема: он плохо говорит по-русски. Вроде бы не критично — для выполнения задач его знаний вполне достаточно. Но вот без сертификата о знании языка могут возникнуть серьезные последствия. Особенно если документ не будет предоставлен в срок.
Разбираемся, что делать в такой ситуации.
Подробнее
Что делать, если у иностранного работника закончился паспорт или он его потерял?
Подобное может случиться с каждым: срок действия паспорта подошёл к концу, документ потеряли или его украли. Ведь паспорт — это главный документ, удостоверяющий личность, и без него находиться в стране легально становится невозможно.
Разберемся, что делать самому мигранту, какие действия должен предпринять работодатель и как избежать штрафов и других неприятностей.
Подробнее